Статьи

От аппортировки к проработке следа.

Сесть за написание этой статьи меня заставило желание поделиться с другими кинологами своим скромным опытом в дрессировке собак поисковых направлений. Все что Вы здесь прочтете - это только мои личные взгляды основанные на личном опыте. С большим удовольствием выслушаю любую критику в свой адрес, а так же советы тех, кто применяет собак в розыскной и других службах связанных с поиском.
Сразу хочу сказать, что проще подготавливать к розыскной службе собаку имеющие все необходимые задатки , чем пытаться «искусственно прививать» эти задатки к совершенно непригодной к работе собаки.
Ещё большая, на мой взгляд, ошибка заключается в поздней подготовке собаки. На своей практике я заметила, что проще развивать поисковые наклонности у щенка в 3-4 х месячном возрасте. Я называю это даже не дрессировкой как таковой, а «программированием поведения», развитием нужных качеств и закладкой «полезного опыта поведения щенку.
Скажу так же, что большое значение имеет и тип высшей нервной деятельности и преобладающая поведеньческая реакция конкретной собаки.
Активнее всего работают холерики и сангвиники ( и их тип с «холеричным уклоном»). Во всяком случае, на практике они показывали лучшие результаты. И просто кладом для подготовки к поисковым службам является щенок - аппортировщик. Здесь хочу заметить, что многие заводчики просто «топчут таланты» своих щенков. Будучи сама заводчицей я понимаю, как сложно вырастить помет, у многих просто не хватает времени ещё и на занятия с малышами. А ведь именно в 1,5-2 месяца уже нужно начинать игры с ухваткой - валиком в «догонялки» и развивать аппортировку , опираясь на естественное стремление малыша схватить и утащить новый предмет. Многие владельцы тоже «гасят» своих щенков. Ведь малыш – аппортировщик в квартире – просто стихийное бедствие.
Обувь, одежда, различные предметы постоянно приходится отбирать у непоседы. Вместо того чтобы переключить внимание щенка к аппортировке другого предмета, заинтересовав игрой, в лучшем случае отругают, что бы не тягал вещи. Запреты, ещё запреты… А потом с нуля будут учить подносить апорт даже не подозревая, что все могло быть намного проще и быстрее…
Итак, есть цель – сделать розыскную собаку. Способов в современной кинологической литературе описано предостаточно. Вам остается только сравнить все это с тем, что могу предложить я .
1. Выбираем щенка пригодного к поисковым службам. В возрасте 2-3,5 мес уже хорошо видны аппортировщики.
2. В 2-3 мес. начинаем активные игры со щенком. Аппорты должны быть разные: от минимальных размеров валика - ухватки, до мячей, тряпок, палок и т.д. Нельзя зацикливать щенка только на одном типе апортов, например на мячах или палках, иначе бывает сложно заставить в последствии подносить предметы из «незнакомых» материалов. Используйте любопытство малыша в свою пользу - бросайте связку ключей, ложку металлическую, пластиковые предметы. Схватил и понес - хвалим, побольше положительных эмоций. Собаки очень эмоциональные животные, поэтому, чем ярче мы демонстрируем ,что мы довольны их поведением, тем чаще они будут стремиться повторить это действие чтоб вновь услышать похвалу.
На первых порах ставится задача , чтоб щенок уяснил принцип игры. Схватил вещь брошенную - хвалим. Пусть даже убегает с вещью – не нужно на первых порах стремиться заставить щенка подойти и отдать вещь. Учим слово «Аппорт» и понятие похвалы ( например: «Хорошо!», «Молодец!»).
Главное правило на данном этапе и в последующей дрессировке: предметы для аппортировки («аппортики») щенок может таскать только во время занятий. Апорты ни в коем случае не оставляются, после занятий убираются в недоступное для собаки место. Причем занятия нужно прекратить задолго до того как щенок потеряет интерес к игре. А лучше всего на пике активности прекратить упражнения ( в дальнейшем это просто «сорвет крышу» собаке на фоне аппортировке).
После того как щенок уяснил что такое Апорт и как хозяин может выражать свою радость ( похвала эмоциональная) переходим к следующему этапу.
3. Начинаем игры с подёргиванием и трепанием апорта, игры в перетягивание очень нравятся малышу. Цель- добиться большего азарта, желание завладеть апортом и не ронять. На первых порах лучше всего устраивать такие игры на каком-то закрытом пространстве. И внимание не будет отвлечено от хозяина с аппортом , не надо будет гоняться далеко за малышом . Кидаем апорт, даем команду - подбежал, схватил, хвалим. Подзываем щенка, трепаем вместе с ним апорт, играем в перетягивание. Несколько раз отпускаем чтоб щенок отбежал с апортом в сторону, привлекаем внимание . Вернулся - опять трепете вместе . Главное, сразу не отбирать аппорт, а предложить щенку интересную игру. Как только малыш поймет , что с хозяином апорт является более интересной игрушкой чем без него ( можно будет переходить к следующей фазе) начнет сам подносить предметы. Так что потрепали, позволили несколько раз щенку отобрать у Вас аппорт, потом по команде «Дай» забираем и вновь кидаем.
В этот же период когда щенок в процессе игры находится в возбужденном состоянии, начинаем переходить от визуального поиска аппорта к одорологическому. Лучше всего в таких играх использовать изначально чужие запаховые вещи. Начинаем как обычную игру - кидаете на открытое пространство. Пару раз принес щенок или подобрал апорт- хвалим и последующие разы на пике активности кидаем апорт в темную комнату, а если занимаемся на улице - в траву около 15-20 см. высотой / либо тоже вечером на не освещенный участок местности. Это заставит малыша использовать свое обоняние. Активно хвалим, если сразу находит ( не спешите с усложнениями), если с первого раза не нашел привлекаем внимание заставляем детальнее искать на местности. Но обычно с яркими аппортировщиками проблем на этой переходной фазе не возникает. Щенок сам стремиться побыстрей отыскать апорт и поиграть с хозяином . Желательно чтоб на каждое занятие апорты имели разный запах. Можно использовать старые носимые вещи.
Учим щенка команде «Нюхай». Подносим аппортировочный предмет к закрытой морде щенка ( фиксируем свободной рукой) при активном принюхивании ( предмет примерно 2-4 см от носа собаки) команда «Нюхай, хорошо!» И опять аппортировка в темноте . Спросите зачем такие упражнения? Это съэкономит время на поставку щенка на обыск местности, на выборку вещи.
В этот же период, если щенок не проявляет особого интереса к владельцу и не стремиться подойти к нему с апортом можно использовать такой способ. В помещении или во дворе у щенка обязательно будет такое место куда он каждый раз стремиться скрыться со своей добычей ( подстилка, укромное место и т.д.) . Просто станьте так чтоб подобрав аппорт щенок непременно пробежал мимо Вас . Перехватите его за аппорт , потрепайте вместе - заинтересуйте игрой. Частое повторение такого упражнения закрепит рефлекс бежать в Вашу сторону, даже если Вы потом и поменяете местность. По мере взросления щенка и освоения им элементов послушания без проблем научите собаку садиться перед Вами с аппортом в зубах.
Еще один нюанс. Опишу то, что я применяю к своим собакам. Можно при команде «Нюхай» не показывая предварительно щенку предмета закрыть ему ладонью глаза и дать занюхать. Щенок может стремиться не видя предмета схватить его. Можно подзадорить голосом. Потом точно также кидается аппорт что бы не был заметен визуально ( при этом все держите глаза щенку закрытыми). Собака быстро сообразит, что звук падения - улетевший аппорт . Это упражнение заставит щенка запоминать и дифференцировать запахи не ориентируясь на визуальный образ аппорта. Легко потом перевести на выборку вещи давая занюхать образец запаха, либо одну парную вещь – вторая на раскладке. Имитация хлопка от падения и щенок уверен, что аппорт улетел, помчится искать. Но о выборке чуть позже.
4. Далее начинаем вводить усложнения в игре. На местности для поиска предварительно раскладываем запаховые и беззапаховые предметы. Теперь щенку предстоит найти именно ту «игрушку», которую предложил хозяин. Если у щенка уже есть азарт к поиску аппорта в темноте, то проблемы обычно не возникает. Если же щенок хватает другой, не искомый предмет подаем вновь команду «Ищи, аппорт», стараемся привлечь внимание на первых порах. Ни в коем случае нельзя кричать «Фу» или наказывать за неправильную выборку - это может вызвать срыв и собака перестанет работать, «сорвать» можно даже взрослую подготовленную собаку, а щенка и подавно. Щенок может решить, что Вы запрещаете подбирать аппорт вообще и перестанет аппортировать.
Начинаем так же прятать предметы для аппортировки на местности. Тут очень удобно использовать элемент с закрытием глаз ладонью собаке. Дали занюхать, отбросили, а помошник прикрыл предмет другим ( накрыл досточкой, тряпкой) или спрятал под каким-то ( на каком-то) большом предмете местности. Напомню о похвале. Чем больше эмоций, тем лучше. Наверное Вы обратили внимание, что нет упоминаний о лакомстве. Лучше его вообще не использовать на этапах формирования дальнейшего поведения. Лучше наладить контакт с собакой, вызвать у щенка желание играть с человеком. И поощрение, только эмоциональная похвала. В дальнейшем для собаки сам процесс поиска будет лучше всякого лакомства.
5. Если занятия были правильно поставлены за месяц щенка можно ввести «в зависимость от аппортировки». Обычно в 4-5 мес. при правильных занятиях щенок уже может выполнить контактную выборку чужой запаховой вещи среди других запаховых вещей. Это вполне реально. Можете считать, что первые азы поисковой службы малыш прошел.
Теперь «дорожки» развития рабочих качеств начинают разветвляться двигаясь далее местами параллельно, а местами пересекаясь. Щенок уже знает понятие «Нюхай», у него есть азарт к аппортировке и поиску. Он знает когда Вы довольны его действиями, а когда нет Он заводится от одного только действия- прикрывая ему глаза ладонью, или от команд «Апорт», «Ищи». Теперь начинается сам процесс обучения более сложной работе :
а) выборка вещи,
б) обыск местности и помещения,
в) следовая работа.
И отрабатываем постепенно послушание.
Кстати, можно тоже только на одних эмоциях, или в качестве поощрения вместо лакомства аппорт. Может мне просто повезло с моими рабочими собаками, но послушание они освоили фактически без применения лакомства , только на эмоциональном поощрении ( похвала с выражением радости, почесывание в «балдежных» местах).
На этом этапе подготовки щенок уже может запоминать запахи по команде «Нюхай» и находить по команде «Ищи» вещи с идентичным искомым запахом. Можно сказать, что это первая ступенька в огромной лестнице под общим названием розыскная служба. Начало уже положено.
Я сделала вывод, что если начинать подготовку щенка через выборку вещи, потом не составит труда поставить его на чужой запаховый след. Меня сильно удивляет мнение некоторых кинологов, что щенок не способен дифференцировать запахи. Возможно просто тем людям попадались «не те» щенки. Опять повторяюсь - легче ( и результативнее) развивать рабочие качества если они есть, чем готовить фактически непригодную собаку всяким «извращениям» прививая ей желаемые качества и поведение. С элементами выборки вещи я думаю и так все понятно. Продолжайте занятия из первых фаз подготовки постепенно вводя усложнения. Кто то против контактной выборки, мол собака оставит слюну и т.д. Но это чаще всего наиболее надежная выборка т.к. при обозначении укладкой ( или посадкой) если предметы расположены очень плотно друг к другу владелец может сам неправильно понять какой из предметов был обозначен собакой. ( см. выписки из тренировок).
Обыск местности и помещения.
Уже на первых фазах подготовки щенка можно сказать, что Вы выполняли обыск помещения или местности в упрощенном виде. Продолжая заниматься аппортировкой со щенком после освоения поиска чужой запаховой вещи можно постепенно вводить усложнения. Например 10 палочек до 15-20 см длинной ( или тряпочек) с запахом чужого человека разбросанные на квадрате 50 х 50 метров. Подводите щенка к квадрату , даете немного занюхать образец искомого запаха, закрывая собаке глаза или имитируя бросок и посылаете на поиск «Ищи аппортик» Можете продвигаться по центру квадрата, помощь щенку заключается только в указании направления поиска ( собака быстро выучит эти жесты и будет бежать в указанном направлении). Нашел - бурно выражайте радость, короткая игра, имитация броска ( с закрытием глаз щенку или нет) и опять посылаете на поиск уже без повторного занюхивания. На первых этапах предметы должны не быть визуально видны на местности, но лежать открыто. Постепенно вводятся усложнения - искомые предметы прикапываются, засовываются между другими предметами на местности, располагаются на различном уровне от земли и делается различная давность закладок.
Опять здесь главное - стремление щенка завладеть аппортом. Если щенок нашел, но не может сам достать предмет, но убедительно обозначает - скребет, роет, пытается достать самостоятельно - подбадриваем, даем немного покопать и помогаем достать. Даем поиграть с найденным аппортом. Так же само и в упражнениях по обыску помещения. Важно чтоб собака убедительно обозначала . Но можно приучить и не скребти, а обозначать укладкой. Как только щенок нашел и пытается достать спрятанный аппорт подается команда «Лежать». Делаете необходимую выдержку , отдаете щенку аппорт и выражаете радость. Не скупитесь на эмоциях, сделайте свою собаку зависимой от Вас. Тогда работа будет восприниматься собакой с огромной радостью и питомец будет стремиться получить как можно больше Ваших положительных эмоций в качестве поощрения за хорошую работу.
Наверное, стоит упомянуть об одорологической дисциплине. Вроде само собой разумеется, но лучше разъяснить, если кто не знает.
Предметы с чужими запахами берутся только пинцетом, можно на крайний случай одноразовым полиэтиленовым пакетом надетым на руку, все запаховые аппорты хранятся в герметичных пакетах, лучше накладывать бирки чтоб знать давность запаха и чьи они. Предметы выбранные собакой перед работой другой собаки с раскладки лучше убрать и не использовать повторно. Все использованные предметы высушивать и проветривать до 5 - ти дней, хотя лучше каждый раз использовать новые аппорты.
Опишу несколько вариантов постановки щенка на чужой запаховый след при условии, что все предыдущие фазы подготовки прошли успешно.
Первые пуски лучше всего делать на минимально заслеженной местности, утром в безветренную погоду, или поздно вечером. Желательно что бы трава была не выше 10-15 см, а то и того меньше, с участками фактически голой земли. Предварительно помощник готовит свою запаховую вещь (аппорт) и спички ( на несколько часов засыпаются в обувь или носки). Упоминание спичек может у Вас вызвать удивление . Далее Вы поймете их роль. Берете аппорт у помощника , пару раз играете со щенком доводя его до азарта . Затем удерживаете малыша отбрасываете аппорт и помощник на глазах у щенка забирает его . Можно подразнить и подзадорить на расстоянии и помощник начинает прокладку . Щенок не должен её видеть , поэтому либо прикрываете ему ладонью глаза не давая вырываться ( что дополнительно его «заведет» если перед этим Вы устраивали похожие тренировки по выборки или обыску местности). Либо становитесь со щенком в укрытие откуда прокладка не будет видна ( за угол здания, кусты и т.д.). помощник двигается по заранее оговоренному Вами маршруту . Дуга около 50-60 метров . Нормальным шагом, не шаркая ногами. Но в каждый след бросая запаховые спички ( можно половинки) . На конечной точке ( понятие- «конечная точка»- условное окончание следа) либо прячется на местности сам вместе с аппортом (в окоп, за укрытие, можно лечь на землю в траве) либо оставляет на следу аппорт и быстрым шагом по линии отхода( есть такое понятие в розыскной службе «линия отхода») подальше огибает участок с прокладкой ( в том случае если чувствуете, что присутствие помощника на контрольной точке может смутить щенка) . Желательно что бы при первых пусках Вы видели прокладку для того чтобы можно было четко проследить как поведет себя Ваш воспитанник.
Выходите со щенком не напрямую к начальной точке, а чуть со стороны. Не подзадоривайте щенка заранее что б не перевозбудить. Спокойно пресекаете линию прокладки чуть выше от начальной точки и внимательно следите за поведением. Важно не упустить момент когда щенок «зацепит» след. Как только заинтересовался, принюхался - команда «Нюхай». Ждете действий щенка, не вмешивайтесь. Обычно юный аппортировщик сразу заинтересуется следом и инстинктивно начинает движение по нему вперед – тут даете команду «Ищи, след» Спички на следу не дадут быстро разогнаться , заставят детально обнюхивать след и держать голову у земли. Некоторые щенки попутно даже собирают спички продвигаясь очень медленно- это не страшно. Как только щенок дошел до конечной точки и нашел аппортик – демонстрируйте море радости и восторга, хвалите и играйте найденным аппортом. Если на конечной точке прокладчик с аппортом пусть он поиграет со щенком и в итоге отдаст ему аппорт. В среднем достаточно 3-4 прокладок на разных «чужих» помощников со спичками и можно спички исключать. Щенок уже освоил принцип новой игры и будет с азартом «цеплять» след и с интересом прорабатывать его. Главное теперь не спешить с усложнениями , вводить их постепенно и поставить график тренировок так чтобы собака не «перегорела».
Удобно вести дневник тренировок, зарисовывать все следы: прокладку помощником и проработку собакой, описывая условия чтоб в дальнейшем иметь возможность все проанализировать. Когда перейдете к углам для их четкой проработки можно сразу после поворота для усиления запаха ложить в след опять спички ( не более пяти «отпечатков». Если фазы подготовки с аппортировкой прошли не совсем так как хотелось и «чужой дядька унесший аппортик» не сильно интересует щенка, можно первоначально ставить на свой след по тому же самому принципу, что описано выше. Только со щенком остается помощник, желательно знакомый ему и понимающий, что от него требуется. А на конечной точке прячется хозяин с аппортом.
Стоит упомянуть ещё пару моментов которые как бы сами собой разумеются, но может кто то о них и не знает.
На следу нельзя дергать поводок - он должен быть или провислый , или умеренное натяжение ( зависимости от темперамента собаки). Нельзя давать команду «Фу» даже если щенок отвлекся, привлекайте внимание командой «Ищи». При потере следа остановитесь и дайте щенку возможность самостоятельно восстановиться подавая дополнительную команду «Ищи, След». Если сбился сильно вернитесь на несколько метров ниже и вновь пересеките линию прокладки пока не зацепит и не пойдет дальше. Каждое занятие должно вызывать ещё больший азарт и интерес у щенка. Если происходит обратное, значит где то Вы допустили ошибку, пересмотрите дневник тренировок.
Нельзя проводить занятия на одной и той же местности, чаще вводите разнообразия. Если Ваша цель подготовить действительно рабочую собаку. Приучайте щенка спокойно воспринимать собак, кошек, шумящих детей и т.д. работа по следу в городе потребует от собаки большой концентрации на искомом запахе.
На первых же этапах вводим «условные предметы» на следу, тряпки с запахом прокладчика от 3х до 7-ми штук на следу. Постепенно вместо тряпочек на следу оставляются другие запаховые предметы прокладчика. В зависимости от азарта щенка можно просто хвалить когда он нашел каждую, а можно потрепать и потягать аппортик с ним 1-2 мин и продолжить поиск. Для многих азартных аппортировщиков эти моменты как поощрение за работу и стимул продолжить игру.
Бывает возникает такая ситуация. Щенок нашел последний аппорт на конечной точке, но упорно стремиться проработать линию отхода. Срывать со следа в таком случае нельзя и если разок такой фокус щенок уже продемонстрировал ( довел до помощника - хвалим) оговорите заранее с прокладчиком на всякий случай что б знать линию отхода и где будет находиться прокладчик. Что б избежать незапланированных проработок по линии отхода на конечной точке дольше играем со щенком и что б отвлечь, несколько раз кидаем аппорт, подносит- хвалим и освобождаем по команде «Гуляй».
Можно на конечной точке ставить в укрытии прокладчика с ухваткой – валиком , если щенок знает уже элементы задержания. Такая конечная точка добавит азарта. Но не надо злоупотреблять этим элементом, чередовать с апортами на конечной точке. Если борьба с помощником покажется интересной игрой малыш будет стремиться, скорее добраться до него. Реально злить собаку надо не ранее 9-12 мес. чтоб не причинить вреда психике.
Изучайте поведение своей собаки на следу. Вы должны понимать все, что она демонстрирует своим поведением.
Учитесь «читать» следы. Как только Вы убедитесь, что щенок ходит по следу уверенно и четко, начинайте прорабатывать «слепые» следы, т.е. когда Вы не знаете прокладку и конечную точку, известно только на каком отрезке местности должна быть начальная точка.
Возвращаясь к уже сказанному, хочется ещё раз повториться: собака должна сама зацепить след при пересечении его. Не указывайте щенку строго на начальную точку. Приучив начинать работать с указания начальной точки в реальной ситуации сложно вообще поставить собаку. Ведь не всегда известно, где именно ходил «злоумышленник», чаще собака пускается по условной линии отхода. Хотя, конечно, бывают и сохраняются следы с яркой начальной точкой, но хорошо натренированная собака и без «тыканья пальцем» зацепит их и начнет работу.
При ветреной погоде при проработке собакой следа могут быть различной степени отклонения от линии прокладки. Это нормально. А если вводились тренировки по «сбросу предмета» ( когда запаховый предмет прокладчик не кладет прямо на следу, а отбрасывает на 1-3 метра в сторону от линии прокладки) собака начинает чаще «челночить» при смещения запаха по ветру. В реальной работе «челнок» может сыграть положительную роль , а вот на соревнованиях по IPO может наоборот принести штрафные баллы.
Играют большую роль и тренировки с «подтирками». Часто на происшествиях правонарушитель не осознавая этого, делает себе дополнительний сильный запах на обуви, что значительно облегчает работу собаке. В гараже - мог наступить в лужицу мазуты или машинного масла. В кухне разлили растительное масло, когда воровали продукты, не обратив на это внимания, вступили. Примеров уйма. Поэтому в тренировках с собакой на «чужих» следах периодически вводите различного вида подтирки: капнуть машинного масла, растоптать окурок, наступить на жвачку, вступить в затхлую стоячую воду и т.д. Но делать это нужно не слишком часто. Кстати, подтирка тоже хороший способ заставить собаку идти «носом в землю».
Коротко о снаряжении. Лучше всего конечно следовая шлейка, на мягком ошейнике собака быстрее устает, особенно если движется очень быстро по следу в натяг. Поводок длинный, но длину для реальной работы определяйте сами. Мне вполне хватает 4-6 метров. Главное, что б собака не запутывалась. Лучше отпустить поводок, если не успеваешь следом за собакой, по следу преодолевать какое то препятствие, чем дернуть ее и сорвать.
Отмечу еще что «специальное» снаряжение , в котором проводятся любые занятия по поиску не одевается собаке во время обычного выгула. Почему? Сами поймете понаблюдав как «заводится» собака когда ей одевают специальную шлею или ошейник. На таком снаряжении и выгуливать - то нереально – начинает цеплять следы и стремиться их прорабатывать, а срывать нельзя, можно только переключать внимание. Поэтому, что б не перевозбуждать собаку выгул надо осуществлять в другой амуниции.
Я максимально кратко и доступно изложила все исходные фазы от аппортировки к проработки следа. Другие способы постановки собаки на след описывать не буду, т.к. речь шла об аппортировщиках.
Желаю всем успехов в дрессировке! Пусть общение с собакой будет только в радость, причем обоюдную!

Худякова Т.В эксперт-кинолог 1 категории в системе ОСОУ,
кинолог-инструктор по дрессировке,
милиционер-кинолог роты ППСМ в Краснодонском ГО УМВД,
сержант милиции.
Племенные заводы FCI,КСУ "Guardian Angel" & "С Донбасских Степей"
моб.тел.8-050-806-74-19, 8-066-781-73-34
сайт www.bonniamstaffs.narod.ru/mitli.htm
e-mail:mitli2@yandex.ru
e-mail:delta_arisima@rambler.ru

Hosted by uCoz